Прощай Масленица

Действующие лица:

1-й Скоморох, 2-й Скоморох, Весна, Зима 

1-й Скоморох.
Красны девицы, добры молодцы, вставайте, дорогих гостей встречайте.

2-й Скоморох.
Погляди-ка, народ (указывает) - к нам Весна идет!

Звучит музыка (песня). Появляется Весна в ярком платье.

1-й Скоморох.
Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна!

2 С: Здравствуй, красное солнышко!
Праздную ясное ведрышко!
Из-за гор-горы выкатывайся,
На светел мир подивуйся!

1 С:По траве-мураве, по цветикам по лазоревым,
Подснежникам лучами-очами пробегай,
Сердце девичье лаской согревай,

2 С:Добрым молодцам в душу загляни,
Дух их души вынь,
В ключ живой воды закинь!

Весна.

- Здравствуйте и вы, люди добрые!

Обращаясь к детям, побуждая показывать части лица, повторять движения:
- Солнышко на носик село – теплым лучиком согрело (показываем носик)

- Птички снова прилетели – звонко песенку запели (машем крылышками)

- Что-то веточки волнует – то весенний ветер дует. (раскачиваем ручками над головой)

- Проводили мы метель – кап-кап-кап – звенит капель! (делаем соответствующие движения кистями рук)

- А кто знает, что такое капель? Когда начинает таять снег, то с него капают капельки, вот они-то и зовутся капелью. (начинают звенеть бубенцы) Слышите? Слышите, как звенят капельки? (Звук переходит в метель) Ой, что это???

Появляется Зима

Зима.
Что это вы тут развеселились,
Расшумелись, разрезвились? 

Весна.

Здравствуй Зимушка-Зима.
Потрудилась ты всласть,
Похозяйничала, пора и честь знать.
Теперь моё время пришло.

Зима.
Ах, вот ты как!
Да, я Зима — белая, белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна.
А я Весна — красная, красная,
Солнечная, ясная, ясная.

Зима.
Тебя снегом вымою, вымою,
За ворота выгоню, выгоню!

Весна.
Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь.
Буду еще краше на просторах наших!

Зима.
Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Сейчас я загадаю ребятам загадки, если они смогут их отгадать, так уж и быть, уступлю тебе свое место!

Весна (Зима в это время хитро потирает ручки и делает вид, что придумывает загадки)

Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда, пожалуйста,  отгадайте загадки. Родители, помогайте своим малышам, без Вашей помощи мы не справимся. Вы готовы? (да) Зимушка-Зима, мы готовы, загадывай свои загадки!

Зима

  1. Все его зимой боятся – 
    Больно может он кусаться. 
    Прячьте уши, щёки, нос, 
    Ведь на улице ... (Мороз) 
  1.  Кто зимой метет и злится, 
    Дует, воет и кружится, 
    Стелет белую постель? 
    Это - снежная ... (Метель) 

Ну ладно… Это были простые загадки потому, что они были про меня, про Зиму. Вот Вам посложнее… Это-то уж точно не отгадаете!

  1.  Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь, это - ... (Дождь)

Ну хорошо!!! А теперь пусть родители тоже отгадывают вместе с нами! 

  1. Бродит одиноко огненное око,
    Всюду, где бывает, взглядом согревает (Солнце). 

Отгадали!!! Тогда последняя, самая сложная загадка! 

  1.  Рыхлый снег на солнце тает,
    Ветерок в ветвях играет,
    Звонче птичьи голоса -
    Значит, к нам пришла …
    (Весна)

    Зима.
    Ох, какие!!! Все загадки отгадали… Так уж и быть, уступлю я тебе своё место, Весна! Настал твой черёд!

(поклоном прощаются друг с другом)

 Весна.

А теперь, отгадайте мою загадку, кто это такой?

Он зимой, под вьюжный вой, 
Спит в избушке снеговой.
И хозяин тот лесной,
просыпается весной. (Медведь)

Правильно! Это же медведь просыпается весной, а давайте пойдем с вами ловить медведя! Путь у нас будет не близкий, нам нужно будет преодолеть препятствия. Поэтому давайте сначала мы с вами подготовимся. Нам придется шагать по лужам (делаем ручками шлеп-шлеп), нам нужно будет перебираться через высооокую траву (шурш-шурш), а еще мы будем идти через болото (чавк-чавк). Готовы? Тогда повторяйте за мной. (проводится игра «мы идём ловить медведя" (полное описание игры в уроке №6), игра проводится на своих местах)

 1Скоморох

 Ох, какие вы молодцы, как вы быстро убежали от медведя!!! Я тоже хочу с вами поиграть. Можно, ребята? (да) Давайте тогда поиграем в игру «Золотые ворота!» Нам понадобится помощь мам. Чья мама самая смелая? Ведите её сюда! Выбираются 2 мамы, которые всместе с Весной и 2-ым Скоморохом встают в «хоровод», поднимают руки и образуют воротики, детей выстраивают цепочкой, все держатся за руки (если есть совсем маленькие детки, можно привлечь ещё родителей, чтобы они встали в цепочку), 1-ый Скоморох встает во главе цепочки и начинает под песенку водить «цепочку» через воротики:

 Золотые ворота!

Проходите, господа.

Первый раз прощается,

Второй раз, запрещается.

А на третий раз, не пропустим вас!

 Руки-воротики опускаются, те кто в этот момент оказались в кругу – пойманы. Они встают в общий хоровод, и воротиков становится больше, игра повторяется, пока не выявятся победители, которые не попались ни одного раза в круг. (похлопали победителям)

 2Скоморох:

А я тоже! Я тоже знаю игру! На масленицу обычно готовятся блины. Давайте мы сейчас эти блины и приготовим! Но для этого, мне нужны две команды! (детки делятся на команды). Чья команда быстрее приготовит блины, те и победили.

 Веселая эстафета «Приготовление блинов»

Для этого конкурса игроки делятся на команды по 3—4 человека. Для игры необходимо достаточно просторное помещение. У двух противоположных стен отмечаются начало и конец дистанции и ставятся стулья. Участники эстафеты переносят определенные предметы заранее оговоренным способом с противоположного стола на стол своей команды. Та команда, которая быстрее других перенесет все предметы, получает приз.
Первый игрок переносит на голове (без помощи рук) мешочек с мукой. Второй игрок переносит 2 яйца, держа по яйцу в столовой ложке в руке. Третий игрок переносит воду, налитую в пластиковую бутылку, зажав бутылку между колен. Четвертый игрок катит перед собой банку с сахаром.

2 Скоморох

 Молодцы! Давайте похлопаем победившей команде. Вот какие блины вы приготовили (достает оттуда, куда носились все предметы предыдущей игры, стопку бумажных блинов). На Руси во время масленицы всегда молодые ребята мерялись силой, чтобы узнать, кто самый сильный на деревне.

А теперь, давайте посмотрим, кто из вас сильнее всех. Тот, кто дальше сможет забросить своё блинчик, будет у нас самым сильным! Чтобы мы нашли нашего победителя, нам нужно их подписать. (деткам раздаются цветные мелки или карандаши).

В шеренгу выстраиваются по 4-5 участников, под музыку кидаются «блины». Первые 4 кинули, на их место становятся следующие и т.д.. Когда все блины заброшены, музыка выключается. Определяется победитель!

 (Для конкурса необходимы «блины» — бумажные диски (по одному на каждого игрока, вырезаются круги из кальки или салфетки. Диаметр круга — 15—20 см).

Каждый игрок получает бумажный диск. Все участники становятся на одну линию и по команде ведущего бросают свой диск. Выигрывает тот игрок, чей «блин» улетит дальше.
Поскольку диски летят непредсказуемо, чтобы определить, где находится чей диск после броска, необходимо, чтобы каждый игрок пометил свой диск.)

 Весна

Вот  наш самый-самый сильный ребенок. Какой молодец. Раз ты такой сильный, то ты, наверное, и смелый? Тогда в следующей игре, ты у нас будешь «паучком», а мы будем водить вокруг тебя хоровод, договорились? (все встают в хоровод вокруг паучка, проводится игра «Паучок-паучок», детки повторяют движения за Весной)

 Паучок-Паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки. (водим хоровод)

Мы тебя кормили, (лицом в круг грозим пальчиком паучку)

Мы тебя поили, (грозим другой ручкой)

На ноги поставили, (под ручки кто-то из взрослых поднимает и опускает «паучка»)

Танцевать заставили!

Танцуй сколько хочешь, (все хлопают в ладоши, а «паучок» танцует, как умеет)

Выбирай кого захочешь!  (после танца “паучок” выбирает следующего «паучка»)

Игра повторяется.

 Весна

Молодцы! Устали? Садитесь отдохнуть чуть-чуть на свои стульчики, а я вам пока расскажу про Масленицу… На масленицу всегда было принято сжигать чучело Масленицы, таким образом люди показывали, что сжигают всё старое, дряхлое, освобождая место под новые начинания. Давайте же и мы попрощаемся со всем старым, что было в прошлом году и подготовим место для нового года и прихода весны? Для этого, нам необходимо сжечь наше чучело Масленицы, готовы? Вот вам Ваши «огонечки», которыми нужно будет поджечь Масленицу. Сейчас мы все вместе подойдем и подожжем его, пожелав, чтобы вместе с чучелом ушло всё старое и ненужное.

 (Каждый участник подходит к чучелу и оставляет у него то, что печалит и огорчает.

Символическое сжигание чучела: детям раздаются  длинные разноцветные шары, за чучелом прячутся два Скомороха. Дети «поджигают» чучело, а Скоморохи  развивают кусками материи красного, жёлтого цвета, берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его.)

 Весна:

Прощай-прощай, Масленица.

Заступай на свое место Ясно-Солнышко!

Ребята, посмотрите, нам Солнышко-Ярило подарил по маааленькому солнышку, чтобы мы смогли с ними поиграть (показываются оранжевые шарики). Давайте поделимся на команды детей и родителей, и увидим, кто же победит?

Игра «Солнечная поляна» (надуваются большие оранжевые шары– «солнышки»; задача перебросить все шары на территорию команды противника. Под музыку перебрасываются шары, как только музыка закончилась, подсчитывается кол-во шариков на каждой стороне, у кого больше шариков, те и проиграли).

1-й Скоморох.
Для вас готово угощенье,
Всем на удивленье!
2-й Скоморох.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару!
Все румяны да красивы!

 Гости приглашаются к столу на чаепитие. На фоне звучит русская-народная музыка (если чаепитие в другом помещении), параллельно детки, не участвующие в чаепитии, танцуют вместе с Весной.