Пояснения к главе 3

Из письма ПЕТЕРА к детям:

Аудиосказка: "ПЕТЕР в стране музыкальных инструментов"

  1. Вы спрашиваете, что такое Гармония? Приятное совместное звучание нескольких звуков. Можно говорить также и о гармонии красок, цветов. Это значит, что краски, цвета на картине не «кричат», не «вылезают» сами по себе, а воспринимаются в единстве, в стройном согласии. Люди тоже могут жить «гармонично». То есть в единодушии, мире.
    То,  что столица Страны музыкальных инструментов называется Гармонией, показывает, что музыкальные инструменты живут там в добром согласии. Если это согласие чем-либо нарушается, сразу же возникает беспокойство, подобное тому скандалу на репетиции, о котором вы прочитаете в книжке (услышите в сказке)
  2. Струнные инструменты играют большую роль в оркестре. Существуют даже так называемые струнные оркестры, которые состоят из одних только струнных инструментов. У этих инструментов звук возникает благодаря тому, что струны начинают колебаться под воздействием смычка, которым играющий проводит по струнам. Отсюда их название. (Посмотрите с родителями изображения скрипки, альта, виолончели, контрабаса – сравните их размер)
    Существуют еще скрипки маленького размера для детей, так называемые половинки и трехчетвертные скрипки. А в XVIII столетии были совсем малюсенькие скрипки, которыми пользовались учителя танцев, играя во время урока своим ученикам мелодию танца. Их называли «пошетта». Эти малютки легко помещались в кармане камзола.
    Кроме названных мною смычковых инструментов есть еще много других струнных. Например, гитара, где струна колеблется оттого, что музыкант приводит её в движение щипком пальцев. Или мандолина, где струны задевают тонкой пластинкой-медиатором. Или балалайка, на которой по струне ударяют (бряцают) рукой.
  3. Многие из вас спрашивают, что такое основной тон? Это – самый низкий звук аккорда, на котором построен весь аккорд. Теперь вы, конечно, захотите узнать, что такое аккорд? Созвучие нескольких разных по высоте звуков, расположенных по определенным правилам и звучащих одновременно.
  4. Вы хотите подробнее узнать о близнецах – Первой скрипке и Второй скрипке? В оркестре и в струнном оркестре голоса скрипок разделились на две части – партии. Группа первых скрипок (прим) играет один голос, группа вторых (секунд) – другой.
  5. Канифоль – особая смола, которой натирают волос смычка. Если бы не было канифоли, волос просто скользил бы по туго натянутым струнам и никакого звука не получалось бы. Благодаря канифоли между струной и волосом смычка возникает сильное трение, струна приводится в движение, начинает колебаться и звучать.
  6. Чистая настройка, чистый строй – это такое натяжение струн, при котором их колебания дают определенные, правильные звуки.
  7. Очень часто меня спрашивают, что такое мажор и минор. Это твердый орешек. Сам я долго учился музыке, пока правильно понял, что это такое. Но все равно я попытаюсь объяснить вам, в чем тут дело.
    В музыке существуют понятия: гамма, звукоряд, тональность, лад. Они близки друг другу, но все-таки различны.
    Все звуки различаются между собою по высоте, но при этом каждый звук имеет настолько ему родственный, настолько с ним сливающийся другой более высокий или более низкий звук, как будто это его повторение. Такие звуки и называются одинаково. И вот если взять все звуки между каким-то одним звуком и его повторением и выстроить их так, чтобы они постепенно повышались или постепенно понижались, получится гамма, в первом случае восходящая, во втором – нисходящая. Гамма похожа на лестницу, а образующие её звуки – на ступеньки этой лестницы.
    Гамм существует много. Каждая из них строится по особым правилам, вытекающим из законов музыки. Эти правила указывают, на каком расстоянии располагается в гамме один звук от другого.
    Существует только одна гамма, в которой все звуки отстоят друг от друга на одинаковое расстояние, на один маленький шаг или, как скажет музыкант, на один полутон. Это – хроматическая гамма. Если нарисовать её в виде лестницы, то окажется, что все её ступеньки-перекладинки будут идти через одинаковые промежутки (см. рис. 1 – схема 1)

    В хроматической гамме 12 звуков. Но есть много других гамм. В большинстве из них только 7 звуков. И расстояния между ними не одинаковые, а различные. Они – то большие, то маленькие. При этом большое расстояние, или шаг, равно как раз двум маленьким. Музыканты называют такой шаг – тон или целый тон. Самыми распространенными из таких гамм являются мажорная и минорная гаммы. 
    Строение мажорной гаммы таково: большой шаг – большой шаг – маленький шаг, потом идут целых три больших шага и один маленький. Напишу теперь, как это пишут музыканты: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. А теперь посмотрите на мой рисунок, и вы сразу увидите, что расстояния между ступенями мажорной гаммы различные. (см. рис. 1 – схема 2)

    А как же строится минорная гамма? Оказывается , что она отличается от мажорной. В ней тоже есть большие расстояния (тоны) и маленькие (полутоны), но они расположены иначе, чем в мажорной гамме. И кроме того, в минорной гамме, в гармонической, есть один очень большой шаг, который состоит из трех маленьких, в нем полтора тона. Вся минорная гамма строится так: тон-полутон-тон-тон-полутон-полтора тона-полутон (см. рис. 1 – схема 3)

    В мелодиях редко встречаются гаммы. Но все равно звуки, которые входят в мелодию, можно расположить по высоте. Тогда образуется звукоряд данной мелодии. Он очень похож на гамму, только первый или, как говорят, основной звук гаммы может оказаться где-нибудь посередине звукоряда. Звкоряды тоже бывают мажорными или минорными, смотря по тому, какая гамма, мажорная или минорная, входит в его состав.

    Лесенку гаммы можно начать с любого звука. Если это хроматическая гамма, то тогда ничего не меняется, потому что в хроматической гамме все расстояния между звуками равны. А что получится, если начать с какого-нибудь другого звука мажорную или минорную гамму? Расстояния между ступенями этих гамм разные, и поэтому придется некоторые звуки повышать или понижать. Для этого существуют знаки диез, который повышает звук на полтона, и бемоль, который на столько же понижает звук. Я нарисую вам две мажорные гаммы: одну от звука ДО, а вторую от звука РЕ. Посмотрите, что получилось. Чтобы сохранить между ступенями гаммы те расстояния, которые должны быть в мажорной гамме, мне пришлось ФА повысить в ФА-ДИЕЗ и звук ДО – в ДО-ДИЕЗ (см. рис. 2 – схемы 4-5)

    Про ту мелодию или пьесу, в которую входят звуки из мажорной гаммы, начинающейся от звука ДО, говорят, что она до-мажорная или что она написана в тональности до мажор. И также о той мелодии или музыкальной пьесе, которая состоит из звуков мажорной гаммы, начинающейся со звука РЕ, нужно сказать, что она ре-мажорная или что она написана в тональности ре мажор. 
    Тональности до мажор, ре мажор и все другие мажорные тональности отличаются между собою только высотой. Поэтому, например, мажорную мелодию легко перевести, или, как говорят, транспонировать, в другую тональность, то есть сыграть или спеть в другой тональности. Происходит это потому, что во всех мажорных тональностях действуют одни и те же закономерности. 

    Точно так же обстоит дело и со всеми минорными тональностями. Но вот перевести так же просто мажорную мелодию в минорную тональность нельзя, потому что в мажоре и в миноре действуют разные закономерности, мажор и минор очень различны по своей выразительности. И если переделывать мажорную мелодию в минорную, то её придется так сильно менять, что её пожалуй, даже и не всегда узнаешь. Так изменится её характер. Поэтому говорят, что мажор и минор – разные лады. 

    В основе каждого из этих ладов лежит свое трезвучие. В основе мажорного лада – мажорное трезвучие, в основе минорного лада – минорное. А что это такое – трезвучие? Это первая, третья и пятная ступени гаммы, которые звучат одновременно. 

    И в мажорном, и в минорном трезвучиях нижний и верхний звуки одинаковые, а вот средние звуки разные. В мажорном трезвучии средний звук ближе к верхнему звуку, а в минорном, наоборот, к нижнему. Как раз это небольшое, казалось бы, отличие и определяет особенности звучания мажорного и минорного трезвучий. На следующих двух схемах я показал, как отличаются между собой мажорное и минорное трезвучия (см. рис. 3 – схемы 6-7)

    Папа Альт обычно играет средние голоса, и когда он говорил, что от него зависит то, что слышат люди мажор или минор, он думал именно о том различии мажорного и минорного трезвучий, о котором я только что написал.
  1. Пикколо – инструмент, играющий в оркестре самые высокие звуки. Его называют также малой флейтой, так как по своему устройству он похож на обычную или большую флейту и относится поэтому к тому же виду инструментов. Слово «пикколо» по итальянски значит «маленький».
  2. Что такое пауза? Тишина, которая прерывает ряд звуков. Но паузой называется также и перерыв в игре какого-нибудь одного или нескольких инструментов, в то время как другие инструменты продолжают играть. Паузы всегда служат целям музыкальной выразительности.