Это может Ваш малыш (от 0 до 6 месяцев)

Эту статью хочу начать со слов одной мамы:

Это может Ваш малыш (от 0 до 6 месяцев)«А у меня муж вроде бы как и не боялся общаться с ребенком, купал, носил на руках, кормил, но мало уделял внимания малышу, когда с ним ничего не надо было делать бытового, если можно так выразиться. Я обижалась, а он сказал, что просто пока не знает, как с ним общаться и играть, разговаривать. Потом малыш подрос, стал больше понимать, сидеть, потом ходить, и все изменилось. Они придумывают разные игры, много времени проводят вместе. Теперь папа -наш кумир. Только сейчас я стала понимать, что он был прав, а я зря обижалась и даже плакала от обиды».

Подобная ситуация возникала именно из-за того, что папа не знал, как заниматься и играть с новорожденным ребенком. И это проблема не только пап, но и мам. Ну а если уж мама не знает, чем кроме «бытового» заниматься с ребенком, то кто же об этом расскажет папе? Первые пол года жизни новороженного малыша - это тот самый возраст, когда ребенок быстрее всего запоминает новую информацию.

Итак, давайте рассмотрим варианты упражнений с малышом от 0 до 6-ти месяцев:

До 1 месяца

В этом месяце ваш малыш будет, скорее всего, большую часть дня проводить в сонном состоянии, детки могут спать по 20 часов в сутки. Но, тем не менее, часы бодрствования, даже свободного от кормления, тоже будут, именно их вы можете потратить совместно с папой на занятия с малышом.

В основном все упражнения делаем, выкладывая малыша на пеленальный стол. Делаем и радуемся успехам вашего ребенка вместе папой.

  • Выкладывание малыша на живот на 3-5 минут. Это упражнение нужно для того, чтобы тренировать мышцы шей ребенка. Новорожденный во время этого упражнения учится поднимать и удерживать головку. Не ждите результатов сразу, они наступят чуть позже, но начинать занятия нужно уже сейчас.
  • Кладем ребенка на спинку, на расстоянии 30-40 см от лежащего малыша, на уровне его глаз, размещаем яркую погремушку и начинаем её медленно перемещать вправо-влево. Малыш учится концентрировать взгляд на движущемся предмете. Он будет пытаться проследить глазами за погремушкой. Поверьте, ему это будет сделать трудно, но посмотрите, как он старается!
  • Упражнение по слушанию музыки (например: пения мамы). Звуковые раздражители интенсивно учат и развивают головной мозг малыша. Наблюдайте за реакцией ребенка, смотрите, как изменяется его поведение во время звучания музыки или вашего голоса.
  • Вкладываем в ладошку лежащего малыша небольшие предметы, желательно, чтобы они были различные по текстуре, материалу – развиваем сенсорику ребенка. Здесь мы используем хватательный рефлекс, который проявляется в том, что во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка, он рефлекторно схватывает и удерживает всё, что касается его ладони.
  • Поддерживая малыша под руки так, чтобы он касался ножками поверхности пеленального стола, вы увидите, как новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу. Это тоже рефлекс, который пропадет к концу 3-его месяца, но пока он есть, мы можем его использовать для развития активной деятельности ребенка, его физического развития. Упражнение делаем меньше минуты. Выполняя упражнение, ни в коем случае не ставим малыша полной стопой с опорой на стол, мы лишь касаемся его ножками поверхности стола. Ставить ребенка на ноги еще рано, это небезопасно для его развивающегося скелета, хотя рефлекс опоры у новорожденного пока тоже присутствует.
  • Массаж. Да! Да! Уже массаж (ему будет посвящена отдельная статья, либо видеоурок). Массаж можно и нужно делать с первых дней жизни малыша, разница лишь в упражнениях и интенсивности. С массажем, особенно в первые месяцы жизни малыша, вполне может справиться мама, при условии, что ребенку не требуется дополнительных упражнений по медицинским показаниям.

Пока скажу лишь одно, при проведении массажа мы тоже можем использовать рефлексы:

Рефлекс Бабинского – при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
Рефекс Ползания Бауэра – при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания.

От 1 до 2 месяцев

Продолжаем выполнять все упражнения, которые делали на первом месяце.

  • Так же как мы тренируем фокусировку взгляда на погремушке, мы будем теперь тренировать слух малыша. Малыш лежит на пеленальном столе, возьмите погремушку и погремите ей вне поля зрения ребенка (справа или слева) в течении нескольких секунд, малыш должен будет повернуть голову на звук. Повторите упражнение несколько раз, перенося источник звука то в одну, то в другую сторону от малыша.
  • Начинайте выполнять песенки-гимнастики, таким образом, малыш будет воспринимать взаимосвязь слов и действий. Например: видеоупражнение «Музыкальная гимнастика» (музыка и танцы)
  • Поощряем ребенка к воспроизведению звуков. Так как малыш уже может координировать свой взгляд на предмете, который расположен на расстоянии полуметра, наклонитесь к малышу таким образом, чтобы он мог видеть ваше лицо на расстоянии 40 – 50 см. Пойте ему нараспев любую песенку, а чтобы не перегружать восприятие малыша, лучше петь песню на звук «А-а-а-а…» Через пару занятий вас удивят ответные действия вашего ребенка! Примерный результат такого упражнения можете впосмотреть в  видеоупражнении «Ребенку 2 месяца. Поём» (музыка и танцы)
  • От 1 до 2 месяцевВы уже сейчас можете начинать выкладывать малыша в манеж, в котором будут по периметру развешены игрушки таким образом, чтобы ребенок имел возможность к ним тянуться.
  • Очень полезно (и увлекательно для родителей) привязать к ножке малыша воздушный шарик, накачанный гелием. Шарик будет «прыгать» от того, что ребенок будет дергать ножкой. Это поможет вашему малышу понять взаимосвязь собственных действий и следствий, которые они вызывают. (Не забывайте раз в 10 минут перевешивать шарик на другую ножку малыша, чтобы мышцы тренировались равномерно).

От 2 до 3 месяцев

Продолжаем выполнять все упражнения, которые делаются на 1-ом и 2-ом месяцах.

  • Обязательно занимайтесь пальчиковыми играми (например, известная всем игра – «сорока ворона»). Не забывайте подключать к вашим занятиям папу.
  • От 2 до 3 месяцевНачинайте проводить упражнения-диалоги, используя с большие, крупные карточки либо игрушки. Выложите малыша на пеленальный столик на живот так, чтобы он был к вам лицом. Поднесите к ребенку игрушку/карточку и выстроите небольшой диалог между малышом и игрушкой, артистично интонируя каждого участника, например:

Игрушка: – привет!
Ребенок: -привет!
- Как дела?
- Хорошо!
- Вот здорово!
- Пока!
- Пока!
Диалог придумайте сами, тот, который удобен вам, главное, чтобы он был короткий, простой и повторялся из занятия в занятие (игрушки/карточки будут меняться, а диалог должен оставаться прежним). Это упражнение поможет малышу быстрее включиться в социальное общение. Уже через пару месяцев он будет пытаться отвечать вам, естественно пока на «своем» языке, но это будут осознанные ответы. Такие упражнения помогут скорейшему развитию речи ребенка. Пример, как правильно проводить такое занятие, смотрите в видеоупражнении "Занятие по карточкам" (общее развитие)

  • Упражнение, которое мы делали с погремушкой на пеленальном столе, чтобы малыш учился фиксировать взгляд, теперь можно и нужно делать еще и в вертикальном положении. Один берет малыша на ручки, второй управляет погремушкой.
  • Продолжайте развивать музыкальное восприятие малыша, ставьте ему классические композиции (не стоит акцентировать свое внимание на «переделанных» классических произведениях для малышей, для слуха гораздо приятнее оригинальное исполнение). Продолжайте петь песни ребенку именно так, как это описано в занятиях предыдущего месяца (упражнение №4), не исключено, что именно сейчас вы услышите пение в ответ.

От 3 до 4 месяцев

Продолжаем выполнять упражнения предыдущих месяцев, кроме упражнения на ходьбу, так как этот рефлекс уже, скорее всего, пропал у вашего крохи.

  • Теперь вы можете играть в прятки с вашим малышом, не все детки, но очень многие любят, когда взрослый накрывает голову платком, а потом, снимая платок, говорит «ку-ку».
  • Выстраивая диалог ребенка и игрушки/карточки, теперь делайте набольшие паузы в тех местах, где должна быть реплика ребенка. Такие паузы привлекут внимание малыша, а так же поспособствуют его желанию – ответить вам.
  • Разговаривая с малышом, целенаправленно изменяйте мимику лица (хмурьтесь, улыбайтесь). Малыш обязательно начнет повторять за вами.
  • Выкладывая ребенка на пеленальный стол на спинку, понаблюдайте за ним, ребенок обязательно начнет рассматривать свои ручки, помогите ему соединить их, чтобы малыш понял, как ручки могут взаимодействовать, похлопайте в ладошки его ручками.
  • С помощью карточек начинайте учить малыша звукам, которые произносят животные. Показывайте карточку (не более 2-3 секнд) с изображением животного и произносите звук, который издает это животное. Упражнение начните с 2-3 карточек, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая количество изучаемых животных.
  • Подносите малыша к окну и рассказывайте ему о том, что происходит за окошком, «собака залаяла – «ав-ав», «машина загудела – «би-би»… Постарайтесь подбирать слова, определяющие действие каждого предмета, то есть не стоит спрашивать «как говорит собака», нужно спросить «как лает собака?», соответственно корова – мычит, кошка – мяукает и т.д.

От 4 до 5 месяцев

Выполняем все упражнения предыдущих месяцев.

  • Учите малыша ползать – положите ребенка на живот, на его пути, на расстоянии вытянутой руки, положите любимую игрушку крохи. Поощряйте малыша дотянуться до игрушки. К ступням малыша подставьте свою руку, чтобы ребенок мог в неё упереться, когда будет тянуться до игрушки.
  • От 4 до 5 месяцевСейчас ваш малыш уже может подолгу удерживать в руках предметы, он пытается ими манипулировать, поэтому постарайтесь, чтобы теперь погремушки вашего крохи стали интерактивными.
  • Увеличивайте ваши игры-диалоги с игрушками/карточками. Теперь диалоги могут стать более продолжительными, малыш в состоянии их воспринимать более длительно.
  • Изучайте с ребенком предметы, находящиеся у вас в квартире. Выберете 5-10 предметов, которые постоянно находятся на одном и том же месте, такие, как например часы. Носите малыша на руках по квартире, показывайте предметы, называя их «Посмотри, это часики. Что это? Часики? Это часики!». Занимайтесь так каждый день, через некоторое время малыш, на ваш вопрос «где часики?», будет вращать головой в поисках предмета.
  • Учимся махать «привет» и «пока» ручкой. Можно каждый день упражняться, провожая и встречая папу с работы. А можно поднести малыша к зеркалу, обратить его внимание на отражение и помахать отражению.

От 5 до 6 месяцев

Продолжайте выполнять все вышеперечисленные упражнения.

  • Начиная с этого возраста, вы уже можете знакомить малыша с пальчиковыми красками: постелите пеленочку в ванну, посадите малыша и дайте ему краски. Пусть он рисует ладошками на пузе, на ванной, на маме… Там же очень удобно отмываться
  • Начните упражнения с крупой (лучше пока с крупной фасолью, бобами). Насыпьте фасоль в небольшой тазик или глубокую тарелку. Покажите малышу, как интересно перебирать крупу. Спрячьте небольшую игрушку или колокольчик в крупе, а потом откопайте вместе с ребенком. Это упражнение поможет развитию мелкой моторики. ВНИМАНИЕ! Данное упражнение малыш должен выполнять только под вашим наблюдением, внимательно следите за действиями ребенка. Детки пока еще пробуют все предметы на вкус, и бесконтрольная игра с крупой может привести к печальным последствиям. Поэтому всё время находитесь рядом.

К концу этого месяца ваш малыш будет уже активным членом семьи. И, если вы с самого начала подключали ко всем упражнениям папу, то сможете вместе порадоваться достижениям, которые покажет ваш ребенок, ведь вы оба знаете, как вы этого достигли!

Автор статьи: Королева Юлия Константиновна