Как начать занятия с ребенком до года

Многие мамы задают вопрос «Когда начинать заниматься с ребенком?»

Как начать занятия с ребенком до годаЛучше всего еще во время беременности:) И этому посвящена отдельная статья (в разделедля будущих мам "Развивающие анятия с малышом до рождения... или внутриутробное воспитание").

Почему-то многие считают, что новорожденного малыша можно только кормить, поить и спать укладывать,  вопреки этому менению могу сказать,  что ребенок – это уже человечек, который постоянно воспринимает новую информацию, достаточно серьезную информацию. Более того, малыш, который только пришел в этот мир, запомниает и "обрабатывает" в своей головушке намного бОльший объем информации, чем мы, взрослые за тот же промежуток времени.

В свое время один из моих музыкальных наставников сказал «Piano (тихий звук) – это хорошо сконцентрированное Forte (громкий звук)». И здесь я хочу перефразировать эту фразу так, ребенок – это хорошо сконцентрированный разум, но в силу того, что малыш только пришел в этот мир, он пока не умеет с нами общаться, так как не знает «правил» нашего общения. И это единственный момент, который с психологической точки зрения отличает малыша от взрослого. Детки просто не умеют пока давать «обратную связь», более правильно сказать, что они её дают, но уловить это бывает сначала очень сложно, так как поначалу этого не умеем мы.

Прошу Вас запомнить термин «обратная связь» – к нему я отношусь очень трепетно.

Иногда «обратная связь» – это то, что может быть замечено только мамой малыша, и никакие опытные педагоги в развивающих центрах не будут видеть это (еще раз оговорюсь – иногда). Чаще всего внимательный педагог, ну а тем более внимательная мама, могут понять или предугадать следующий шаг малыша, вот на этом наблюдении и выстраиваются все развивающие уроки с малышами в возрасте до 1 года.

Одна мама у меня спросила:
«Запоминают ли малыши последовательность действий? Моему ребенку 9 месяцев, не слишком ли рано так заниматься?» (имелся в виду урок по рисованию)

Во время занятий важна не столько последовательность действий, сколько сам процесс + в итоге созерцание результата. Для ребенка новые ощущения, новые возможности – это получение новых эмоций, которые всегда дают толчок к последующему развитию.

Что же такое «обратная связь» для такого крохи ?

Улыбка, плач – это всё тоже обратная связь, но уже очень активная, а на занятиях нам важнее – движение глаз, рук, мимика… Именно это должна улавливать мама, чтобы предугадывать настроение малыша во время урока, предугадывать его следующее действие. Необходимо целиком погрузиться в работу «сыщика-наблюдателя», улавливающего каждые тонкости реакции ребенка. Бывает, пропустив какое-то движение глаз малыша, вы сможете сорвать весь урок.

Например (с урока для малышей 10-11 месяцев): во время занятия рисованием, вы обмакнули кисточку в краску. Пронося кисточку к малышу, с неё капелька краски слетела на лист бумаги, малыш проследил за падением капли краски и уже заинтересовался ею, а вы пытаетесь вложить кисть в его руку… Если вы не заметите этой заинтересованности, то дальнейшее развитие событий может быть следующим – малыш смотрит на каплю краски, и даже не замечает ваших действий, вы, пытаясь вложить кисточку, активно мешаете его руке, которая уже собралась дотянуться до этой злосчастной капельки краски – вот вам и конфликт, который может перерасти в истерику, так как ребенок не добьется желаемого. В этой ситуации, если вы уловили взгляд ребенка, необходимо либо предоставить малышу возможность потрогать краску, либо перенести кисть на траекторию пересекающую взгляд малыша, тем самым отвлечь его от краски, и снова привлечь внимание к кисточке.

На подобных нюансах должны выстраиваться все уроки. Очень полезно снимать свои уроки с малышом на видео, если есть такая возможность. Особенно полезным это будет при условии, что урок не удался, вы сможете увидеть те моменты, которые вы пропустили, со временем вы наберете целую "копилочку" приемов и примеров, на которые будете обращать внимание, и это  улучшит ваш контакт с малышом.

Организация маминого времени.

Очень часто слышу от мам: «Когда? Мне найти время на занятия, так как мы гуляем 2 раза в день, кормимся…ну и т.д.»

Всё очень просто, занятие не займет больше 5-10 минут, а это время выкроить можно. Уж я-то точно знаю! Хотя не совсем так, тут я вас немного обманываю, умышленно, а точнее лукавлю. Время занятия займет действительно минут 5-10, но вам придется потратить еще минут 20. Эти 20 минут можно тратить и во время приготовления обеда, и перед сном, и на прогулке… В общем именно поэтому я про них сначала умолчала. Зачем они нужны? Нужны они для того, чтобы продумать каждую деталь предстоящего урока. Прежде, чем начать любое занятие, вы должны четко представлять, что за чем должно идти во время урока, последовательность каждого вашего действия – только так вы сможете повести за собой малыша. Почему это нужно делать? Потому как во время занятия вы будете заняты уже совершенно иными вещами, а именно, вы будете следить за «обратной связью» малыша, поверьте, делать два дела сразу - продумывать следующий шаг зантяия и пристально следить за реакцией ребенка -  у вас не получится, поэтому думать о том, как будет построен урок, нужно заранее, чтобы выполнять его уже по продуманному алгоритму.

20 минут раздумья или «о чем стоит подумать»:

1. Вы должны решить какого результата хотите достичь в конце занятия (рисунок, поделка, пение малыша, хлопанье в ладоши и т.д.)
2. Каким путем вы к этому придете (общий план: как нарисовать, сколько раз пропеть, куда приклеить)
3. Что вам для этого понадобится (организованное пространство, материалы)
4. Четкая последовательность действий (от момента начала урока до его завершения)

Мой ребенок неусидчивый.

Мой ребенок неусидчивыйИтак, вы стали заниматься с ребенком. Как вам кажется, делаете всё, что описано выше, а ребенок абсолютно не хочет заниматься. Вот что говорят мамы:
«Дочка – страшное шило, удержать чем-либо на месте практически невозможно, а я начинаю злиться (как это не ужасно звучит), когда она не хочет заниматься».

Не переживайте по поводу того, что раздражаетесь на ребенка – это свойственно всем мамам, но с этим можно бороться. Если в момент гнева вы сумеете поймать это состояние (то есть понять сразу, что именно сейчас вы злитесь и раздражаетесь, а не после того, как произошел конфликт и вы уже остыли, а урок сорван), вот тут и попробуйте зафиксировать свое внимание не на ребенке, который не хочет делать, а на себе. Отпустите ситуацию, позвольте ребенку сделать то, что хочет он, а потом подстройтесь, подыграйте ребенку, и вы увидите, что ребенок вас поведет в уроке, а не вы его. Чтобы было понятнее, вот пример: у меня тоже бывают такие состояния, я распланирую урок, до мелочей, а дочка в середине урока может развернуться и уйти или начать сбрасывать на пол со стола те материалы, с которыми мы работаем. Первый порыв – это накричать на неё, и вот если я успеваю себя поймать на этом взрыве гнева, я «отпускаю» ситуацию, позволяю дочке сделать то, что она хочет, даже могу подыграть ей, когда она будет сбрасывать всё на пол. Естественно, я не буду сбрасывать предметы сама, чтобы не подавать ей пример, но включусь в её игру, буду комментировать её действия. Главное понять, почему она стала это делать, что её заинтересовало или что именно ей понравилось в этом действии. Вот это и начинаю комментировать «Ой, посмотри как красиво упала карточка. Бах! Давай теперь обратно её поднимем?» И не факт, что моя дочка сразу среагирует на мою просьбу – поднять обратно предмет. Но, наиграясь, она спокойно вернется к занятию, точнее я её верну. А вот если в этот момент я буду раздражаться, и выплескивать свои эмоции, то дочка тоже будет раздраженная, и занятие будет сорвано.

«Есть какие-нибудь приемы – чтобы малыш смотрел, был усидчивым? Или еще рано?»

Любой малыш будет усидчивым только тогда, когда ему будет интересно (именно поэтому каждое наше действие во время любого занятия (кроме музыки) занимает не больше 15 секунд, чтобы переключалось внимание – кисточка, краска, размазываем, топаем пальчиками и .т.п.), либо, когда все его интересы удовлетворены, то есть сначала мы несколько уроков знакомимся с материалом (красками, тестом… пробуем на ощупь, вкус и т.д.), а потом только начинаем с этим материалом работать.

Помните об этих волшебных 15 секундах, а лучше чтобы каждое действие по началу было не более 5 секунд, то есть, например, в уроке по рисованию вы должны успеть в течении 5 секунд обмакнуть кисточку в краску, следующее действие – опять же, не более 5 секунд, нарисовать этой краской на листе и тут же переключить внимание малыша на следующее действие, например, смыть краску в воде и т.д.

«Мой ребенок не может долго сидеть на одном месте»

Мы начинали занятия буквально с 3-ех минут. Потом увеличили до 5-ти, но за столом она сидела минуты 2-3, дальше мы делали подвижные упражнения. И когда она привыкла к тому, что занятия вошли в систему, мы стали заниматься по 15 минут за столом. Поэтому думаю, что 2-3 минутки любой шалопай усидит.

ПОМНИТЕ! Если что-то не получается, здесь нет вины ребенка, весь процесс выстраиваете только вы, и поведение ребенка – это реакция на ваше действие или бездействие. Подумайте, как заинтересовать малыша, пляшите, смейтесь, восхищайтесь, удивляйтесь – побольше эмоций, чтобы кроха захотел заниматься вместе с вами. Главное, чтобы всё было на позитиве, нужно постоянно улыбаться и смеяться, чтобы ребенок думал, что это весело.

Распорядок дня ребенка.

Меня часто просят:
«Расскажите поподробнее, какое у вас примерно расписание, как не перегрузить ребенка?»

Первые наши уроки были по 3 минуты (постепенно время занятий мы увеличили до 15). Для такого небольшого урока можно выделить время в течение дня именно тогда, когда ребенок бодрствует и сыт.

До 1 года и 1 месяца распорядок у нас был такой:

Каждый день – творчество (рисование, поделки),
3 раза в неделю – Общее развитие (книжки, пальчиковый театр, различные карточки, пособия и т.д.),
2 раза в неделю – музыка (песенки, танцы, игра на инструментах, общее муз. развитие – тихо/громко, нотки, ритм…и т.п.).
То есть c понедельника по пятницу получалось в день 2 занятия: творчество+музыка либо творчество+общее развитие.

После 1 года и 1 месяца мы стали заниматься уже по другой схеме. Теперь в течении дня у нас 3 урока:

  1. Музыка/танцы
  2. Творчество (поделки, рисование)
  3. Общее развитие (чтение, математика, физкультура, логика)

Занимаемся 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу. Выходные – это папины законные дни. В эти дни мы можем позаниматься, но только вместе с папой:)

Расписание для ребенка более старшего возраста вы сможете найти в статье "Распорядок дня и расписание занятия ребенка от 2 до 3 лет, не посещающего детский сад"

Ну и последнее… Не ждите результата, но будьте нацелены на результат!

Автор статьи: Королева Юлия Константиновна